учебный план доп. программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Улыбка» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕННО
на педагогическом совете
МБДОУ «Улыбка»
Протокол от «___» _____ 2022 № _____

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Улыбка»
_______________ Н.В. Венгерова
Приказом от «___» ______ 2022 № _____

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЗДОРОВЕЙКА»
(ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ
ХАТХА-ЙОГИ И ФИТБОЛА)

с. Совхозное 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………...…………….3
1.2. Категория обучающихся……………………………………………..………………4
1.3. Режим занятий………………………………………………………..………………4
1.4. Объем программы, срок освоения………………………………..…………………4
1.5. Учебный план……………………………………………………..………………….6
1.6. Содержание учебного плана…………………………………..…………………….8
1.7. Формы итоговой (промежуточной) аттестации……………..…………………....10
1.8. Планируемые результаты……………………………..…………………………….11
Приложение
1. Диагностика физического развития………………………………………………….12

2

1.1. Пояснительная записка
1.2.
Согласно ФГОС «Физическое развитие включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной
и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,
выполнением движений.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной
направленности позволяет решать коррекционно-оздоровительные задачи комплексно и
содержит средства оздоровления:
- массажа и самомассажа, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики;
- упражнения для дыхания;
- пластические этюды;
- упражнения для укрепления мышечного корсета;
- упражнения в парах;
- игровые элементы;
- упражнения для растяжки;
- упражнения суставной гимнастики;
- подвижные игры.
Весь практический материал разработан в соответствии с научно
обоснованнымиоздоровительными методиками, адаптированными к дошкольному
возрасту детей.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Уровень освоения Программы – стартовый.
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной
направленности «Оздоровительная гимнастика с элементами хатха-йоги и фитбола»
(далее - Программа) разработана на основе парциальной программы для детей
дошкольного возраста.
Образовательная деятельность направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей детей;
- укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
- выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры детей;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания.
Совершенствование работы на всех ступенях образования с целью сохранения и
укрепления здоровья детей является одним из основных направлений.
В программе представлена система оздоровительных занятий, направленных на
профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, развитие и тренировку
дыхательной системы, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, повышение
защитных функций организма детей с использованием нетрадиционных форм хатха-йоги
и фитбола.
В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в
оздоровительной гимнастике основное внимание уделяется статическому удержанию поз.
Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает
на организм умеренную нагрузку.
3

Отличительной особенностью данной программы является включение в
содержание разделов элементов игровой гимнастики (строевые, общеразвивающие,
акробатические, дыхательные упражнения, а также упражнения на расслабление мышц и
укрепление осанки).
Большинство упражнений естественны и физиологичны. Они копируют позы
животных, птиц, предметы. Использование знакомых сказочных образов помогает детям
ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование
модифицированных для дошкольников асан является хорошей профилактикой сколиоза,
простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение,
нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается
гибкость, улучшается осанка.
1.2. Категория обучающихся
Программа предназначена для занятий с воспитанниками 4 - 7-летнего возраста.
Программа разработана на 3 возрастные группы:
- средняя группа (4-5 лет);
- старшая группа (5-6 лет);
- подготовительная группа (6-7 лет).
Наполняемость учебных групп – от 15 до 20 человек.
Набор воспитанников в группы – свободный (без участия в специальных
конкурсах). Группы комплектуются по возрастному принципу, на основании письменного
заявления родителей.
Набор проводится в августе - сентябре. Комплектование группы обучения
проводится до 10 сентября.
1.3. Режим занятий
Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической
части рассматриваются вопросы направленные на расширение кругозора в области
оздоровительной физической культуры, изучения комплекса упражнений. В практической
части изучаются комплексы йогических асан, практические навыков здорового образа
жизни по фитболу.
Общее время образовательной деятельности делится на практическую и
методическую работу.
Практическая и методическая работа работа проводится 3 раза в неделю
(понедельник, среда, четверг).
Программа реализуется на русском языке. Программа носит развивающий
характер.
1.4. Объем программы, срок освоения
Срок реализации программы — 9 месяцев (01.09.2022-31.05.2023 гг.).
Количество рабочих недель – 36.
Форма обучения: очная.
Общий объем времени 162 часа (средняя группа – 34 часа, старшая группа – 52
часа, подготовительная группа – 76 часов). Время на освоение программы определяется в
академических часах.
Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет:
- средняя группа (4-5 лет) - 1 раз в неделю 20 минут;
- старшая группа (5-6 лет) - 2 раза в неделю по 25 минут;
- подготовительная группа (6-7 лет) - 3 раза в неделю по 30 минут.

4

Форма
работы

Возраст

Занятия
проводя
тся по
группам

Средняя
группа
(4-5 лет)
Старшая
группа
(5-6 лет)
Подгото
вительна
я группа
(6-7 лет)

Количест
во НОД
в неделю

Дни недели

Продол
житель
ность
НОД
в
неделю

Количест
во НОД
за
9 месяцев

Продол
жительн
ость
НОД

Практическая
работа

1 раза

среда

36

12 часов

Методическая
работа

1 раза

среда

36

22 часа

Практическая
работа

2 раза

понедельник/
четверг

72

30 часов

Методическая
работа

1 раза

понедельник

36

22 часа

Практическая
работа

3 раза

понедельник/
среда/четверг

108

54 часа

Методическая
работа

1 раза

четверг

20
минут
30
минут
50
минут
30
минут
1 час
30
минут
30
минут

36

22 часа

216
занятий

162 часа

ВСЕГО на 3 группы

(практических)

Начало образовательной деятельности (практическая работа) во второй половине
дня с 16.00 и 16.30.
Форма
работы
Занятия
проводятся
коллективно

Дни недели

понедельник

Время занятий
Методичес
Практическая работа
кая работа
15.30-16.00 16.00-16.25 16.30-17.00

среда

15.30-16.00

16.00-16.20

16.30-17.00

четверг

15.30-16.00

16.00-16.25

16.30-17.00

Группы

старшая,
подготовительная
средняя,
подготовительная
старшая,
подготовительная

5

1.5. Учебный план
Учебный план для воспитанников 4 – 5 лет
Длительность занятия 20 минут
№
Содержание

Кол-во часов
всего

теория практика

Формы
аттестации/контроля

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1

Вводное занятие (беседы)

1

1

2

Общеразвивающая гимнастика

2

30
минут

3
4

Точечный массаж
Асаны

1
2

5

Фитбол-гимнастика

2

6

1

7

Дыхательная гимнастика по
методике Стрельниковой
Релаксация

8

наблюдение
1,3

наблюдение

1
1,3

1

наблюдение
наблюдение,
диагностика
наблюдение,
диагностика
наблюдение

1

1

наблюдение

Подвижные игры

1

1

наблюдение

9

Итоговое (открытое) занятие

1

1

Контрольные
упражнения, тесты

1

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Консультация родителей (опросы)
7
5

2

тесты, опросы

3

Отчеты (диагностика)

10

7

3

тесты, диагностика

4

Конкурсы

5

3

2

заявка

34

17,3

16,3

ИТОГО

30
минут
30
минут

1,3

Учебный план для воспитанников 5 – 6 лет
Длительность занятия 25 минут
№
Содержание

Кол-во часов
всего

теория практика

Формы
аттестации/контроля

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1

Вводное занятие (беседы)

1

1

2

Общеразвивающая гимнастика

4

1

3

Точечный массаж

2

4

Асаны

7

5

Фитбол-гимнастика

6

наблюдение
3

наблюдение

2

наблюдение

2

5

1

5

наблюдение,
диагностика
наблюдение,
6

2

2

диагностика
наблюдение

7

Дыхательная гимнастика по
методике Стрельниковой
Релаксация

2

2

наблюдение

8

Подвижные игры

5

4

наблюдение

9

Итоговое (открытое) занятие

1

6

1

1

Контрольные
упражнения, тесты

1

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Консультация родителей (опросы)
7
5

2

тесты, опросы

2

Отчеты (диагностика)

10

7

3

тесты, диагностика

3

Конкурсы

5

3

2

заявка

52

21

31

ИТОГО

Учебный план для воспитанников 6 – 7 лет
Длительность занятия 30 минут
№
Содержание

Кол-во часов
всего

теория практика

Формы
аттестации/контроля

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1

Вводное занятие (беседа)

3

2

1

наблюдение

2

Общеразвивающая гимнастика

8

1

7

наблюдение

3

Точечный массаж

4

4

наблюдение

4

Асаны

12

2

10

5

Фитбол-гимнастика

11

2

9

6

5

1

4

7

Дыхательная гимнастика по
методике Стрельниковой
Релаксация

наблюдение,
диагностика
наблюдение,
диагностика
наблюдение

3,3

наблюдение

8

Подвижные игры

5

наблюдение

9

Итоговое (открытое) занятие

3,3
6

1

1,3

Контрольные
упражнения, тесты

1

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Консультация родителей (опросы)
7
5

2

тесты, опросы

2

Отчеты (диагностика)

10

7

3

тесты, диагностика

3

Конкурсы

5

3

2

заявка

76

24

52

ИТОГО

1,3

7

1.6. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана для воспитанников 4-5 лет
№
п/п
1

2

3

4

5

Раздел

«Всем ребятам надо знать, как по
улице шагать»
Техника безопасности на занятиях
Беседа: «Как вести себя на улице»
Беседа: «Что делать, когда
потерялся?»
«Витамины и здоровый организм»
«Личная гигиена»
Общеразвивающая Комплекс упражнений без
предметов
гимнастика
Комплекс упражнений с мячом
Комплекс упражнений с кубиками
Точечный массаж Точечный массаж рук
Точечный массаж ног
Точечный массаж лица
Асаны
Поза: ребенка, лотоса, зародыша, угла,
кошки, горы, бриллианта
Фитболгимнастика

7
8

Подвижные игры

9

Теория

Практика

Вводное занятие
(беседа)

Дыхательная
гимнастика по
методике
Стрельниковой
Релаксация

6

Тема

Итоговое
(открытое)
занятие

Упражнения стоя
Упражнения сидя на мяче
Упражнения лежа на коврике, на
спине
Упражнение «Ладошки»
Упражнение «Погончики»
Упражнение «Насос»

1

30
минут

1,3

1
30
минут

1,3

30
минут

1,3

1

Упражнение «Тишина»
Упражнение «Саморасслабление»
Игры, направленные на активизацию
действий, развитие внимания,
координации движения
Комплекс упражнений

1
1

1

Содержание учебного плана для воспитанников 5-6 лет
№
п/п
1

Раздел
Вводное занятие
(беседа)

Тема
«Всем ребятам надо знать, как по
улице шагать»
Техника безопасности на занятиях
Беседа: «Как вести себя на улице»

Теория

Практика

1
8

2

3

4

5

6

7

8

9

Беседа: «Что делать, когда потерялся?»
«Витамины и здоровый организм»
«Личная гигиена»
Общеразвивающая Комплекс упражнений без предметов
гимнастика
Комплекс упражнений с обручем
Комплекс упражнений с мячом
Комплекс упражнений с кубиками
Точечный массаж Точечный массаж рук
Точечный массаж ног
Точечный массаж лица
Игровой самомассаж
Асаны
Поза: ребенка, лотоса, зародыша, угла,
кошки, горы, бриллианта, бегуна, змеи,
дерева, прямого угла, головоколенная
ФитболУпражнения стоя
гимнастика
Упражнения сидя на мяче
Упражнения лежа на коврике, на спине
Упражнения лежа на коврике, на
животе
Дыхательная
Упражнение «Ладошки»
гимнастика по
Упражнение «Погончики»
методике
Упражнение «Насос»
Стрельниковой
Упражнение «Кошка»
Упражнение «Обними плечи»
Релаксация
Упражнение «Тишина»
Упражнение «Плывём в облаках»
Упражнение «Саморасслабление»
Подвижные игры
Игры, направленные на активизацию
действий, развитие внимания,
координации движения, меткости
Итоговое
Комплекс упражнений
(открытое)
занятие

1

3

2

2

5

1

5

2

2

1

4

1

Содержание учебного плана для воспитанников 6-7 лет
№
п/п
1

Раздел
Вводное занятие
(беседа)

Тема

Теория

Практика

2

1

1

7

«Всем ребятам надо знать, как по
улице шагать»
Техника безопасности на занятиях
Беседа: «Как вести себя на улице»
Беседа: «Что делать, когда потерялся?»

2

«Витамины и здоровый организм»
«Личная гигиена»
Общеразвивающая Комплекс упражнений без предметов
гимнастика
Комплекс упражнений с обручем

9

3

4

5

6

7

8

9

Точечный массаж

Асаны

Фитболгимнастика

Дыхательная
гимнастика по
методике
Стрельниковой

Релаксация

Подвижные игры

Итоговое
(открытое)
занятие

Комплекс упражнений с мячом
Комплекс упражнений с
гимнастическими палками
Комплекс упражнений с кубиками
Точечный массаж рук
Точечный массаж ног
Самомассаж головы
Точечный массаж лица
Игровой самомассаж
Поза: ребенка, лотоса, зародыша, угла,
кошки, горы, бриллианта, бегуна, змеи,
дерева, прямого угла, головоколенная,
всадника, крокодила, рыбки, солнца,
верблюда, воина
Упражнения стоя
Упражнения сидя на мяче
Упражнения лежа на коврике, на спине
Упражнения лежа на коврике, на
животе
Упражнения лежа на мяче, на спине
Упражнения лежа на мяче, на животе
Упражнение «Ладошки»
Упражнение «Погончики»
Упражнение «Насос»
Упражнение «Кошка»
Упражнение «Обними плечи»
Упражнение «Шаги»
Упражнение «Насос»
Упражнение «Кошка»
Упражнение «Обними плечи»
Упражнение «Саморасслабление»
Игры, направленные на активизацию
действий, развитие внимания,
равновесия, быстроты реакции,
координации движения, меткости
Комплекс упражнений

4

2

10

2

9

1

4

3,3

1

5

1,3

1.7. Формы итоговой (промежуточной) аттестации
Способы оценки результативности:
- Входной контроль – диагностика уровня знаний и умений на стартовом этапе обучения;
- Форма текущего контроля – диагностика, зачёты в форме тестов, внутригрупповых
соревнований, эстафет;
- Форма промежуточной и аттестации по итогам реализации программы.
Диагностика проводится для контроля за уровнем развития физических качеств
ребенка и его физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического
развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата. Показатели
физической подготовленности детей 4-7 лет представлены в таблице (приложении 1).
10

1.8. Планируемые результаты
Ребенок будет знать
1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны,
дыхательные упражнения, упражнения для глаз), самомассажа.
2. Комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного
аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и
других систем организма.
3. Правила здорового образа жизни.
Ребенок будет уметь использовать
1. Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его
гармоничности, и приемы формирования морально-ролевых качеств.
2. Приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические
функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
3. Методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

11

Приложение 1
Диагностика физического развития
Результаты диагностического процесса

№
п/п

Фамилия имя
ребёнка

Прыжковые
упражнения

по дополнительной общеразвивающей программе
физкультурно-спортивной направленности
«ЗДОРОВЕЙКА»
(оздоровительная гимнастика с элементами хатха-йоги и фитбола)
на начало, конец _________ учебного года
Гибкость
Основные элементы хатха-йоги
Равновесие
Выносли
вость

«Стойка на
одной ноге»

Наклон
туловища
стоя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Результат

Описание диагностики
Наименование

Гибкость

Равновесие

Статическая.
Выносливость
(тест Крауса
Вебера)

Сила мышц рук
Техника прыжковых
и динамических
упражнений на
фитболах

Описание тестов
Ребенок встает на куб с
прикрепленной линейкой так,
чтобы носки ног касались
края, наклон вперед
выполнить с прямыми ногами.
Из положения, стоя на одной
ноге, другая согнутая вперед
(носок касается колена
опорной ноги), руки в
стороны.
Даются 3 упражнения, каждое
упражнение выполняется
только 1 раз.

Измеряется с помощью
ручного динамометра.
Дается 1 упражнение,
выполняется только 1 раз

Требования к выполнению
Измеряем от нулевой отметки
(края куба) выше –
отрицательный, ниже
положительный. Положение
фиксируется 3 сек.
Оцениваем удержание в секундах.

1.Поднять туловище из
положения, лежа на животе,
туловище закреплено. Держать 10
сек. (1 сек.=1 баллу)
2. Из исходного положения, лежа
на спине поднять ноги на 30 см
над полом, руки за головой.
Держать 10 сек.
Оценивается в килограммах
Умение выражено – 3 балла
Умение слабо выражено – 2 балла
Умение выражено фрагментарно
-1 балл
Умение не выражено – 0 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».