27.01.2022
ВРЕДНЫЕ ИГРУШКИ
Берегись... игрушки. Главы из книги И.
Медведевой и Т. Шишовой "Чтобы
ребенок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет"
У меня (да и не только у меня) в детстве игрушек было
немного. Тогда при всем желании завалить игрушками полкомнаты не представлялось
возможным. Жили стесненно, каждый метр жилплощади был на счету. У нас,
например, когда семья укладывалась спать, все свободное пространство занималось
раскладушками. Людям негде было повернуться. Какие уж там горы игрушек?!
Сейчас рассказы про коммуналки кажутся большинству
детей "ужастиками". И выбор игрушек такой, какой нам даже не снился.
Пределом мечтаний для моих сверстниц была немецкая резиновая кукла с
открывающимися глазами и волосами, которые можно было мыть и расчесывать. Чье
воображение нынче этим потрясешь?..
Почему современные родители, придя на прием к
психологу, нередко жалуются, что ребенок не хочет играть, хотя игрушек у него
больше, чем в ином магазине? И почему психологи все настойчивей бьют тревогу,
соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: " детские
игрушки" и "опасность"?
ИЗОБИЛИЕ - ТОЖЕ СТРЕСС
Впервые я услышала об этом за границей и, помнится, не
поверила. Нам, уставшим от вечного дефицита, это казалось немыслимым. Но теперь
мы имеем возможность прочувствовать многое на собственном опыте. И этот опыт
свидетельствует, что чрезмерное разнообразие тоже действует на психику
угнетающе. Женщины не раз жаловались мне, что попав в крупный супермаркет, они
быстро устают, впадают в какое-то оцепенение, затормаживаются. Так реагирует
психика, не выдерживая напора новых впечатлений. А кто-то, как выразилась моя
знакомая, наоборот, "шалеет", глаза у него разбегаются, хочется
купить одно, другое, пятое, десятое, а денег на все не хватает... И вместо радости
возникают раздражение, досада, расстройство. На языке психоанализа такое
состояние называется фрустрацией.
Детская же психика еще более уязвима. Поэтому многие
мамы опасаются сейчас заходить с детьми-дошкольниками в магазины игрушек, зная,
что у малыша разбегутся глаза, и дело обязательно кончится слезами. Но даже
если насытить его непомерные аппетиты, это все равно ненадолго. Ну, позабавится
денек с новыми игрушками, а назавтра может на них даже не взглянуть. Пресыщение
влечет за собой скуку, апатию. Вот почему педиатры раньше настоятельно
советовали родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а
остальные убирать подальше, чтобы он их подзабыл и потом, когда произойдет
выдача очередной "порции", увлеченно играл ими, как абсолютно новыми.
ГДЕ ПРОСТОР ДЛЯ
ТВОРЧЕСТВА?
Не способствует развитию детской инициативы и новая
тенденция создавать полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей. Самый
яркий пример -"империя Барби". Для нее можно приобрести в магазине
все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь
бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг
не приведет. Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия:
домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить,
рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и
перешивать,если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в
магазине? Зачем напрягаться?
В итоге формируется психология потребителя, привычка
скользить по поверхности, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так
часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу.
Ведь игра, по определению крупнейшего детского психолога Д.Б.Эльконина, это
"школа произвольного поведения". Ребенок, играя, учится
контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по
собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы
нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и навыков
получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это вроде бы
незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание,
способствует освоению формы предметов, может помочь в овладении счетом,
развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы
предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому
купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен.
А какой простор для творческой фантазии
предоставляется мальчишке, мастерящему для сестры кукольный дом, или детям,
устраивающим миниатюрный дворец из кресел, покрывал и подушек!
ЗАБАВА ДЛЯ МУЖЧИН
Кстати о Барби. Она по-прежнему в моде, хотя
впечатления, который длинноногая красотка производила несколько лет назад, уже
нет и в помине. А некоторые родители даже понимают, что широко
разрекламированная игрушка - вовсе не безобидное развлечение.
Говорят, что первоначально кукла Барби предназначалась
для ... увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была
гораздо больших размеров. В середине XX в. ее попробовали было продавать в
Германии в качестве "сексуальной партнерши" для моряков. Однако в
обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в Америку,
где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик "секс-бомбы"
остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол.
Возьмите любую куклу "до эпохи Барби":
малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым
личиком, - и вы сразу заметите, что даже у самой расфуфыренной кукольной красотки
не было тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби.
Вроде бы пустяк, а на самом деле поистине революционный переворот. Традиционная
кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя,
становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия
взрослых: пеленает "дочку", кормит, укачивает, и таким образом с
детства готовится исполнить главное предназначение женщины - материнство. С
Барби же в "дочки-матери" толком не поиграешь. Какая из нее дочка?
Нет, это скорее игра во "взрослую жизнь", для которой, кстати, в
"империи Барби" предусмотрена масса атрибутов: особняки и машины,
кареты, бассейны с зонтиками и лежаками, мужья и любовники...
- Но в старину девочки из богатых семей тоже играли с
разряженными куклами, изображавшими светских дам, - возразит какой-нибудь
знаток дворянского быта.
Да. С той только разницей, что играл таким образом
очень узкий слой детей. И воспроизводили они в игре модели поведения взрослых
женщин своего круга. Это тоже была репетиция реальной жизни, подготовка к роли
светской дамы. А к чему готовятся современные девочки, играя в Барби? Разве их
мамы и бабушки живут в антураже голливудских звезд? И стоит ли потом удивляться
обилию малолетних проституток, которые идут на панель вовсе не из-за куска
хлеба, а мечтая о шикарной жизни?
Кроме того, для дворянок светские рауты и визиты были
не просто увеселением. Выражаясь современным языком, это были
"общественные связи", public relations. В определенном смысле это
была их "работа". Сейчас же подавляющее большинство женщин так не
живет, и жизнь Барби вполне справедливо воспринимается детьми как сплошная
праздность, на которую ребенок может подсознательно нацеливаться, перенося
модели ролевой игры в реальность.
Причем тут уроки, помощь по дому, уход за младшим
братом или сестрой?
Облик человека является отражением его сущности. Так и
внешность Барби предполагает определенную линию поведения. Не забывайте, с
какой целью была когда-то создана эта кукла.
Приведу пример из жизни 11-летней Алины, которую
привела на занятия в наш психологический кукольный театр мама, обеспокоенная
тем, что у дочери в дневнике сплошные двойки и к тому же еще не клеятся
отношения ни с родителями, ни с младшей сестренкой, ни с одноклассниками.
Алина приносила на занятия целую кучу Барби и Кенов,
изображая себя оторвой с рыже-фиолетовыми волосами и старательно подражая
интонациям героинь западных мультфильмов и телесериалов. Остальные персонажи
были ничуть не лучше. Когда Алина показывала на ширме кукольного театра свои
конфликты с одноклассницами или сестрой, создавалось впечатление, что ссорятся
проститутки. Они делили "дружков", завидовали чужим
"шмоткам". И даже вроде бы раскаявшись, не упускали случая сказать
друг дружке какую-нибудь гадость. Вот, например, Алина показывает сцену
примирения двух сестричек. Они ссорились из-за платьев, а Алина, по нашему
заданию, должна была научить их жить дружно.
Первая сестричка: "Ну, вообще-то, у меня платье
тоже ничего, модное, в дорогом магазине куплено. Но твое мне все-таки нравится.
Ты мне его дашь поносить?"
Вторая (напоминаю, что демонстрируется пример хорошего
поведения! - авт.): "Дам. (Сквозь зубы) Когда похудеешь."
Внешне же девочка была антиподом своей героини:
сутулой, свехзастенчивой, типичным гадким утенком. Только лебедь, которым
утенок мечтал стать, когда вырастет, был из "Ямы" Куприна, а не из
сказки Андерсена.
ИГРУШКИ ДЛЯ "ПОЛОВОГО
ВОСПИТАНИЯ"
С темой Барби перекликается и тема игрушек для так
называемого "полового воспитания", которые в последнее время
появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В журналах для
родителей уверяют, что это очень полезно для "половой самоидентификации
ребенка". Хотя остается открытым вопрос: как же столько веков подряд дети
"самоидентифицировались" без подобных игрушек?
На самом деле подобные игрушки - одно из начальных
звеньев в цепи мероприятий, направленных на сокращение рождаемости. В разработке
этой политики участвовало много западных психологов и психиатров, была
поставлена не одна сотня экспериментов. "Игрушки для полового
воспитания" действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или
гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие
"прогрессивным" журналам, а их прямую противоположность.
Но и это еще не все! Я уже видела в продаже
натуралистично изображенных мальчиков с... девичьими бантиками на лысой
головке!
Сценка на миниатюрном базаре возле нашего метро.
- А бантик зачем? - изумляется женщина, разглядывая
такую игрушку.
- А я почем знаю? - пожимает плечами продавщица. -
Наверное, на фабрике перепутали... у нас вся партия такая. Да вы бантик
снимите, если не нравится, и все дела. А вообще-то игрушка хорошая, оригинальная...
Я своему внуку уже купила.
Как вам такое "развитие половой
самоидентификации"?
САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ –
ПРИРОДНЫЕ
"Это камешки, песок, шишки, палочки, лоскутки.
Они могут быть всем", - говорит д-р психологических наук Вера Васильевна
Абраменкова, посвятившая не один год своей жизни изучению того, как влияют
современные игрушки на психику детей. - А чем может быть машинка? Только
машинкой. (Правда, если это грузовик, то, вероятно, он может стать еще и ящиком
для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и
проч. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно
очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все!"
А мой младший сын, ему тогда было одиннадцать, увлекся
игрой в... пуговицы. Он набрал их с полтысячи, выпрашивал у родственников и
знакомых. Но не для того, чтобы просто разложить по мешочкам в качестве
коллекции. Это были знатные рыцари, простые солдаты, мирные горожане. Для
каждого (!) он придумал свою сказочную историю и потом разыгрывал на паласе -
то с друзьями, а то и один - увлекательные баталии, сочинял захватывающие
приключения. И очень гордился тем, что таких игрушек и такой игры нет больше ни
у кого.
НОЧНОЙ ЗООПАРК
Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих
взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Конечно, его не
напугает плюшевый тигр, даже если он будет копией настоящего и сделан чуть ли
не в полную величину. Сейчас в моде звери, выполненные так натуралистично, что
их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нравится. Честно
говоря, они и мне еще недавно казались симпатягами.
Но побывав в квартире, где громадное зверье смотрело
на меня со всех сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и
главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг
поняла, что такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи.
Особенно ночью.
Мама не поверила, но, вероятно, все же насторожилась.
Во всяком случае, через несколько дней, заглянув часов в одиннадцать ночи к
дочке в комнату и слегка отодвинув одеяло, которым Даша укуталась с головой,
увидела глаза, в которых застыл неподдельный ужас.
- Что с тобой, Дашенька? - заволновалась мама.
Ребенок приложил палец к губам и еле слышно произнес:
- Молчи, съедят. Они только днем игрушки, а ночью
живые.
Конечно, подобные фантазии могут возникнуть у
впечатлительного дошкольника и по поводу самых традиционных игрушек ,но степень
вероятности этого несоизмеримо меньше.
МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ
МОНСТР
Еще опасней для детской психики увлечение игрушечными
монстрами и монстриками, киборгами, троллями и проч. Короче, всеми теми персонажами,
которые можно по-русски обозначить словом "чудовище". Даже если они
будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто
забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они
будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений,
картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается
к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это
неизбежно произойдет - с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет
видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском
возрасте прочно ассоциируется с понятием "некрасивый", добро. Таким
образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.
А ведь детское сознание недаром так устроено, что не
воспринимает полутонов и нюансов. Или - или. Или плохой, или хороший. Или
добрый, или злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же
самое нельзя, возникает волнение, возмущение, протест, в глубине которых таится
страх. И это понятно: окружающий ребенка мир сложен, часто непостижим, ему
нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в безопасности. Потом,
когда человечек повзрослеет, к нему придет способность различать оттенки понятий,
качеств и отношений. Но сперва нужно заложить базу. На шатком фундаменте
прочного здания не построишь.
К психологам все чаще приводят детей, которые не могут
адаптироваться к коллективу сверстников, постоянно вступают в конфликты и не
удерживаются даже в дорогих частных школах. И когда специалисты начинают
разбираться, нередко оказывается, что от природы ребенок совсем не агрессивен.
Просто он подражает своим любимым киногероям, воспроизводит модели поведения,
которые сплошь и рядом предлагаются в компьютерных играх. А начиналось все еще
раньше, с выбора игрушек.
"Чему научит детей такая забава?" - психолог
Вера Васильевна Абраменкова показывает мне ручку в виде скелета.
Когда нажимаешь на кнопочку, скелет, сверкнув глазами,
разгибает в локтях руки и выставляет вперед кулаки, каждый размером с его
голову.
Конечно, не все дети придут от игрушки в восторг и,
главное, поспешат претворить увиденное в жизнь. Но где гарантия, что ваш
ребенок не окажется среди тех, кому это придется по вкусу? Среди дошкольников и
младших школьников немало ребят, склонных к демонстративности, легко попадающих
под дурное влияние, вспыльчивых и расторможенных. Они в данном случае особенно
уязвимы.
СТРАШНЫЙ МОЖЕТ УКУСИТЬ
Есть и еще одна опасность, подстерегающая детей,
играющих со "страшными" игрушками. Впервые я задумалась об этом после
того, как у нас побывал в гостях четырехлетний мальчик из православной семьи,
где очень серьезно относились к вопросам воспитания.
Моя дочка, которой было тогда лет семнадцать, с
удовольствием возилась с ним целый вечер, предоставив в его распоряжение все
мягкие игрушки, которые ей когда-то надарили друзья и родственники.
И потом с удивлением рассказывала:
- Представляешь? Егор брал в руки только зверюшек с
закрытой пастью. А от тех, у которых видны зубы, отказался наотрез. Я ему и
дракончика предлагала, и собаку, и динозаврика. "Нет, - говорит, и все! -
Зубастые кусаются." Так и не стал с ними играть. Странный какой-то
ребенок...
Я тоже удивилась, а потом сообразила, что перед нами,
можно сказать, уникум: ребенок, не испорченный современной масс-культурой.
Стремясь оградить мальчика от дурных влияний, родители отказались от
телевизора. У бабушки или в гостях Егор иногда смотрел мультики по видео, но
только отечественные, так что к западной стилистике не был приучен. Игрушки для
него тоже отбирались очень строго: никаких "монстриков" и покемонов.
В садик он не ходил. Так что ничего странного в его поведении не было.
Наоборот, мальчик воспринимал мир так, как и должен воспринимать его ребенок.
Страшное его пугало, а не притягивало. Безобразное отталкивало.
И среагировал он совершенно нормально. Ощерившийся
зверь опасен, он действительно может укусить, и лучше держаться от него
подальше. Даже от игрушечного. При этом Егор вовсе не был трусишкой. Скорее,
наоборот. Но в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.
У тех же малышей, которых безобразное или страшное
притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к
плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут
потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный
с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.
Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно
задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку.
Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша
дочь? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в
жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого,
благородного человека.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2022
Дата обновления: 27.01.2022
Дата публикации: 27.01.2022