Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС).
19.11.2020
Уровень
интеллектуального развития при аутизмеможет
быть самым различным: от одаренности в отдельных областях знаний и
искусства до выраженных форм умственной отсталости.
Диагноз аутизма базируется на выраженных в
большей или меньшей степени основных специфических признаках. Таких как уход в
себя, нарушение коммуникативных способностей,
проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям
в окружающей обстановке. У таких детей
боязнь телесного (зрительного) контакта,
характерное особое нарушение
развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения,
темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.
У
таких детей присутствуют
неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще
всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять
взрослым их на руки
Ребенок
с аутизмом может быть
крайне избирательным в предлагаемых ему продуктах.
Дети
с аутизмом с заметным
трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.
Каждый случай заболевания очень
индивидуален.
Основными
задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
- воспитание интереса к
окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;
- развитие и обогащение
эмоционального опыта ребенка;
- формирование коммуникативных
умений;
- сенсорное развитие;
- повышение двигательной
активности ребенка;
- формирование социально-бытовых
умений и навыков самообслуживания;
- стимуляция звуковой и речевой
активности;
- развитие и коррекция
детско-родительских отношений.
Существует
несколько действующих классификаций РАС:
Синдром
Каннера (Ранний детский аутизм) -
характеризуется «триадой»основных
нарушение : трудностью установления контактов со внешним миром,
стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных
функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления
данных симптомов (примерно до 2,5
лет)
- Полная отрешенность от
происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью
организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения
инструкций и поручений.
- Активное отвержение.
Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая
группа.
-
Захваченность аутистическими
интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий. Взгляд
таких детей направлен на
лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого
человека.
-
Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый
словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в
умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи.
-
Синдром Ретта. Особенность его
заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но
потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и
предметно-ролевые навыки. Самое редкое из представленных заболеваний,
встречающееся практически всегда только у девочек.
- Детский психоз. Первые
проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального
поведения, коммуникативными нарушениями.
-
Атипичный аутизм. Отличается
от аутизма по возрастному
проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.
Психологическая
коррекция - самый распространённый и известный вид; характерен достаточно
широким спектром методик, из
которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH
и ABA-терапия.
Первая программа
- Особенности каждого отдельного
ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним.
-
повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и
путём приспособления уже
имеющихся к окружающей среде;
- создание индивидуальной
программы обучения для каждого ребёнка.
Вторая программа
- Нейропсихологическая коррекция -
данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек,
дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений.
- Работа с семьей и окружением
ребёнка - в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение
эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи.
- Психосоциальная терапия -
собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных
и мотивационно-волевых ресурсов.
- Логопедическая коррекция -
характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие
слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.
6)
Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. В каждом случае
необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить
родителям все вопросы относительно лекарств.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2020
Дата обновления: 19.11.2020
Дата публикации: 19.11.2020