12.11.2020
Как определить имеет ли
ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто
активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры
пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с
мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее
исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но
спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать
"коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный
ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то
есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил
окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает
миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него
часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не
редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и
ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет
себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Основные причины
гиперактивности
Часто
гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на свет и
нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в
результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов,
малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая,
что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего,
неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей
сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска,
обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все
"недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна)
не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму
после.
Что нужно сделать, чтобы малыш
избавился от "излишков" активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая
обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем
воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям
потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно
везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше
не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся
поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите
себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более
организованными.
2. Воспользуйся такими советами:
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его
ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы
добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он
"неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать
свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у
каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь
бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно
бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то
ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это
делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной
мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать
вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в
различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к
разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело
до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно
распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным
количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным
скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом
предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по
своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также
чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее
требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может
стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную
потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую
травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое
отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с
учителем или родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в
котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу
больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании:
поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и
свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не
заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды
спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если
вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним
("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения
интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его
до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт"
обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие
методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть:
арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2020
Дата обновления: 24.11.2020
Дата публикации: 12.11.2020