«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ»

27.11.2020

В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте.

21 век характеризуется миром информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами – подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.

Развитие науки и техникивсеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать игровые приемы с применением ИКТ, которые позволяют решить следующие задачи:

·         познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

·         образно представить структуру слова;

·         научить интонационно, выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;

·         определять место звука в слове (начале, середине, конце);

·         определять последовательность звуков в слове;

·         определять количество звуков в слове;

·         изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

·         сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

·         научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

·         отрабатывать навык  слогового чтения.

 

Одним из важных направлений в подготовке к обучению грамоте детей старшего  дошкольного возраста является формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т. е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез - соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово.

В свою очередь звуковой анализ и синтез у дошкольника не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка.

Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Поэтому на занятиях по обучению грамоте ставлю перед собой цель: сформировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

·         выделение в словах первого гласного звука;

·         анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

·         определение последнего гласного звука в словах;

·         определение первого и последнего гласного звука в словах;

·         определение наличия либо отсутствия в словах звука;

·         определение первого согласного звука в словах;

·         определение последнего согласного звука в словах;

·         определение гласного звука в середине односложных слов;

·         синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

·         определение позиции согласного звука в словах;

·         определение количества слогов в словах;

·         синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Для дошкольника эти задания сложные, не всегда понятные. В связи с этим,  чтобы добиться устойчивого интереса на занятиях по обучению грамоте, оптимизирую процесс обучения  грамоте заданиями  на компьютере.Хочу такой сайтХочу такой сайт

Создаю презентации с закрепляемым звуком, буквой. В презентации включаю игровые приемы, через которые формируются,  совершенствуются,  навыки звукового анализа и синтеза, фонематический слух, фонематическое восприятие. Эти задания наиболее сложные, и поэтому, закрепляя их через презентации, у детей появляется живой интерес к занятиям по обучению грамоте. (Пример «Создание презентаций для работы с детьми на занятиях по обучению грамоте» - смотреть в презентации).

Данные презентации использую, как  на начальном этапе – знакомство  с буквой, звуком, так и на этапе – закрепления.  Занятия могут быть, как подгрупповыми, индивидуальными, так и подгрупповыми. В этих заданиях  дети помогают исправить ошибки сказочных  героев, помогают им справится с заданиями,  тем самым в ненавязчивой форме через игру формируются у детей навыки звукового анализа и синтеза.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы на своих занятиях использую ИКТ:

·         развивающие компьютерные программы («Домашний логопед. Практический курс», «Учимся говорить правильно», «Уроки Феи правильных звуков. Логопедия для малышей» и др.);

·         электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

·         мультимедийные диски («Веселая азбука», «Уроки тетушки Совы»   и др.);

·         собственные презентации и фотоальбомы для занятий, созданные в  Microsoft PowerPoint, Paint;

·         Media Player, Adobe Flash Player для проведения динамических пауз, физкультминуток и артикуляционной гимнастики;

·         готовые цифровые образовательные ресурсы на сайтах интернета;

·         для повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (поиск информации, обмен опытом работы, участие в конкурсах, форумах, вебинарах, создание персонального сайта, личной странички на образовательных сайтах, аккаунта и пр.);

·         для проведения мониторинга (электронное пособие "Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет" серии "Программно-диагностический комплекс", Excel);

·         для ведения документации и методической работы (Microsoft Word,  Excel,  Microsoft Office Publisher).

Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развивать познавательные процессы детей, расширить их кругозор, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

 

Таким образом, использование игровых приемов в обучении грамоте через ИКТ:

·         развивают  устойчивый интерес к занятиям по обучению грамоте;

·         обеспечивают готовность к освоению родного языка;

·         в интересной форме формируют навыки звукового анализа и синтеза;

·         развивают фонематический слух и восприятие;

·         способствуют предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения;

·         помогают педагогу добиться желаемого результата на занятиях по обучению грамоте. Знакомят и обучают навыкам работы с компьютером.

   

Список использованной литературы

 

1. Антошин М. К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс.

2. Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные

технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал

«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и

компьютер. М., 2007

5. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря

дошкольников. С.-П.: Каро,2005.

6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение дошкольников.

Формирование грамматического строя речи. М., 2005

 

Интернет-ресурсы:

1. www. iteach . ru

2. http://www.solnet.ee

3. http://www.detsat.ru

4. http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1 htm

5. http:// http://www.logopedia.ru

6. http:// festival .1 september. ru / articles

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.05.2021

Дата обновления: 04.05.2021

Дата публикации: 27.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».