Консультация для родителей детей с нарушением интеллекта «Внимание умственно отсталых детей»

18.08.2021

.Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нём, углублённость в направленную на объект познавательную деятельность. Соответственно, внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.

Внимание играет важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка, обеспечивающий эффективность его обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. Часты случаи, когда из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, ребенок испытывает трудности в школе.

Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Учащийся внимателен, когда не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает, прислушивается. Поэтому можно охарактеризовать внимание как «рабочее состояние сознания».

Наиболее часто недостатки внимания встречаются у умственно отсталых детей и отрицательно влияют на всю их деятельность. Эти дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Низкая устойчивость, трудности при распределении внимания, малый объем - это все говорит об актуальности изучения этой проблемы, с целью коррегирования основных нарушений внимания умственно отсталых детей для более полноценного их дальнейшего развития.

У учащихся с умственной отсталостью непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано с высшей нервной деятельностью. Может иметь место несоответствие внешнего выражения внимания состоянию сознания ребенка. Отмечается адинамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.

Проблема внимания умственно отсталых детей традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.
Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с умственной отсталостью является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии.


Внимание в структуре познавательной деятельности

умственно отсталого школьника.


Внимание - важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.

Для специальной психологии проблема внимания имеет принципиально важное значение. Л.С. Выготский, специально занимавшийся изучением внимания, установил, что недоразвитие его высших форм у умственно отсталых детей объясняется "расхождением их органического и культурного развития".

Организация внимания учащихся означает и организацию педагогического процесса. Ведь внимание, как писал К.Д. Ушинский, есть именно та дверь, через которую проходит все, что только видит в душу человека из внешнего мира». Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия учащимися учебного материала, быстроту и четкость их мышления, контроль за выполняемым действием. Внимательный ученик замечает в рассказе и объяснении учителя такие детали, которые невнимательный ученик пропускает.

Уровень развития внимания у умственно отсталых детей весьма низок. Умственно отсталые учащиеся смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов.
Вследствие низкого уровня внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что дети с умственной отсталостью испытывают проблемы при обучении в школе, из-за несформированности процессов внимания.


Особенности внимания умственно отсталых учащихся.

Одним из условий познания, является способность ребенка быть внимательным при выполнении заданий и какой-либо деятельности.

Внимание умственно отсталых детей преимущественно непро­извольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчи­востью, а в ряде случаев — трудной переключаемостью.  Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения и сохранения. Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные особенности окружающих предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность) и субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему. Поэтому для развития непроизвольного внимания умственно отсталого школьника следует использовать следующие основные факторы: изменчивость и значимость воздействий для ребенка (широкое использование нового, яркого, наглядного материала, эмоциональную насыщенность воздействий); формирование и развитие познавательных интересов.

Произвольное внимание по мнению В.Г. Петровой у умственно отсталых детей в большей степени страдает.

Произвольное внимание - одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. В области произвольного внимания у умственно отсталых детей нарушения более выраженные и устойчивые. Это связано со слабостью воли. Внимание таких детей с трудом привлекается к нужным сторонам объекта, плохо на них фиксируется и легко рассеивается. Оно практически никогда не достигает такого уровня концентрации, как у нормальных сверстников. И даже если ребенок выглядит глубоко сосредоточенным на выполнении задания, продуктивность его деятельности может оказаться низкой, так как его внимание концентрируется на внешнем объекте. Так, например, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, дети с умственной отсталостью слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них отмечается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Произвольное внимание у умственно отсталых детей нецеленаправленное, нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.

Свойства внимания умственно отсталых детей.


Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственная умственно отсталым бедность интересов и повышенная утомляемость. Очень важно установить, что является причиной низких результатов работы: отсутствие интереса, непонимание задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких его качеств, как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение. Из чего следует - основными недостатками внимания умственно отсталых детей являются нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания.

Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых детей, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Изменение устойчивости внимания может быть связанно с нарушением баланса возбуждения и торможения, т.е. преобладанием либо одного, либо другого физиологического процесса.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется, его концентрация на объекте. Большинство младших школьников с умственной отсталостью могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу. Так, в течение 15 минут учащиеся в корректурных пробах достаточно успешно вычеркивают 3 изображения. Продуктивность работы при этом в среднем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Вместе с тем отмечается большое число ошибок, проявляющихся в пропуске зачеркивания предусмотренных инструкцией изображений (знаков), в зачеркивании не предусмотренных инструкцией знаков. Средний уровень устойчивости внимания школьников с умственной отсталостью ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

От I к III классу наблюдается заметное развитие устойчивости внимания, при этом меняется темп выполнения задания. Третьеклассники работают быстрее первоклассников, но количество ошибок, которое они допускают в ходе выполнения задания, остается очень существенным. Это свидетельствует о том, что показатели устойчивости внимания повышаются к III классу в основном за счет роста темпа работы, а не ее качества. Для младших школьников с умственной отсталостью периодом наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы является временной промежуток в 6—10 минут.

Распределение внимания - это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия. У умственно отсталых детей способность к распределению внимания между разными видами деятельности снижена.

С.В. Лиепиня считает, что возникают ситуации, когда учащимся с умственной отсталостью бывает необходимо одновременно выполнять два и более действия. Например, при написании диктанта ученики должны внимательно слушать, что произносит педагог, и писать диктуемое. Одним из условий, способствующих успешному совмещению двух видов деятельности, является умение учащихся распределять свое внимание. Известно, что распределение внимания малодоступно ученикам с умственной отсталостью. Когда им предлагают осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого задания, им бывает трудно справиться с поставленной перед ними задачей. Так, первоклассники, по заданию учителя вычеркивая в корректурной таблице определенные фигуры, должны были, кроме того, считать звуковые сигналы, подававшиеся во время этой работы. Однако учащиеся занимались только корректурной таблицей, т.е. из двух видов деятельности они выполняли только одну, ту, которая была для них более привычной.

Объем внимания - это количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо. По сравнению с нормальными сверстникам у умственно отсталых детей сужен объем внимания. Бросая взор на какой-то объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах.

Исследования И.Л. Баскаковой показали зависимость объема внимания учащихся с умственной отсталостью от наличия смысловых связей между предъявляемыми объектами. При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна учащимся, внимание у первоклассников повышается. У третьеклассников значительно возрастает объем внимания при восприятии не только изображений предметов, логически связанных между собой, но и букв, образующих слова, т. е. при восприятии более абстрактного материала. Это свидетельствует о том, что к III классу у школьников с умственной отсталостью формируется умение группировать логически взаимосвязанные объекты. Вместе с тем объем внимания учащихся младших классов коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень обобщения и осмысления.

Переключение внимания отличается от его отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Недостатки внимания проявляются у умственно отсталых детей при переключении с одного вида деятельности на другой, т.е. расстройство перехода от одной деятельности (задания) к другой, или нарушение торможения предыдущих способов деятельности. В их деятельности часто проявляются застревания или "соскальзывания" на уже знакомый способ решения задания. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников с умственной отсталостью, но и от характера предъявляемых объектов. Замечено, что младшие школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов), чем с абстрактным.

Учащиеся с умственной отсталостью, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

Но в то же время нужно искать пути коррекции этих нарушений.

Работа учителя по развитию и коррекции внимания

Чтобы успешно осуществлять коррекционную работу с умственно отсталыми детьми, надо знать особенности их внимания и его физиологические механизмы. Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания у умственно отсталых детей объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.

Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных задач. Предлагаемое учащимся задание первоначально носит игровой характер. Затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности. Выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушению его концентрации и т. п.

Важное место в коррекционных (образовательных) школах VIII вида придается трудовому обучению. Это не только подготовка к взрослой самостоятельной жизни, но и развитие внимания: концентрации, распределении, подвижности, устойчивости.

Среди различных видов деятельности, таких как учебная, трудовая, игровая, умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения она приближается к игре.Хочу такой сайт

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с умственной отсталостью указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений у детей.

Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет школьнику с умственной отсталостью ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения.

В связи с тем, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития сама деятельность. Поскольку свойства преднамеренного внимания отражают свойства волевого усилия, то развитие последнего означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать к развитию волевые проявления учащихся.

Исследования специалистов показывают, что при умственной отсталости ни один из свойств внимания не остается тем или иным образом не задетым патологическим отклонением в развитии психики. Перед педагогом ставится задача преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики умственно отсталого. В то же время выявлены возможности коррекции недостатков внимания. Из чего следует, что данная позиция открывает значительные перспективы в практической работе с умственно отсталымидетьми в школе.

В конечном итоге в результате постоянного упражнения внимания у учащихся должна развиться наблюдательность, как черта личности, проявляемая постоянно в разных условиях. Развитие внимания происходит эффективнее, если объем и продолжительность работы, требующей внимания, увеличиваются постепенно.

Но не следует целенаправленно и резко уменьшать или увеличивать объем, так как при этом показатели наоборот снижаются. Играет роль также положительное отношение к работе, проявляемый школьниками интерес к учебному заданию и в целом к уроку, сознательное отношение учащихся к выполняемым учебным заданиям.

«Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность», - писал К.Д. Ушинский.

Педагогические приёмы в коррекционной работе

с умственно отсталыми учащимися.


Как говорилось ранее внимание при умственной отсталости нарушено, но вместе с тем наблюдения за детьми в процессе учебно-воспитательной работы свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях развития внимания. Должны быть созданы благоприятные условия, соблюдение специфики работы, частая смена видов деятельности, дозированное преподнесение материала.

Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «заданиями на внимание» в процессе урока. Такая работа содержит следующие коррекционные задачи, цели в обучении и воспитании школьников. Воспитание внимания у младших школьников с умственной отсталостью тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, настойчивость дисциплинированность и др. Присущие ученикам с недостатками умственного развития нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность.

Работа, направленная на выявление и коррекцию основных нарушений внимания, должна вестись не только в школе учителями и воспитателями, но и дома с родителями, она должна включаться в различную деятельность детей. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так, лепка, рисование, конструирование, выпиливание, вязка не только развивают внимание, но и способствуют укреплению кисти руки, что в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи.

Что же касается конкретных педагогических приемов, то к числу наиболее значимых относятся следующие:

- наличие индивидуально-дифференцированного подхода к детям, предполагающего дозирование объема задания и оказания посильной помощи в его выполнении;

- организация самостоятельной поисковой деятельности детей, способствующей, в частности, их положительные мотивации к учебной деятельности;

- варьирование видов деятельности, а также дозирование их во времени;

- формирование у ребенка с первых дней обучения умения слушать и слышать задания учителя, работать в соответствии с правилами;

- обучение приемам вербализации задания, его выполнения по ходу работы, его результатов, а также приемов и средств.

С целью коррекции основных нарушений внимания используются игры и тренинги на развитие внимания. С использованием этих средств коррекции тренируют основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Исходя из диагностических данных, зная основные нарушения внимания при умственной отсталости, используя пути коррекции нужно мобилизовать свои силы для работы с ребенком по преодолению этих нарушений. Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Детская деятельность становится более целенаправленной.







Список используемой литературы:


  1. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М.: Просвещение, 1982. - 56с.

  2. Бгажнокова И.М. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. М., 1989.

  3. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

  4. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1976.

  5. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ //Дефектология. 1985. №4.

  6. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.. - метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.

  7. Специальная психология. Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.08.2021

Дата обновления: 18.08.2021

Дата публикации: 18.08.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».