02.12.2021
Игра, как помощь в развитии умственно отсталого ребенка.
Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и
эстетическом развитии — это огромный повседневный труд родителей и
окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит
организации игр.
Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим
их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую
надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны
осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических
возможностей. Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки, с
другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие
зрительного и слухового внимания, памяти. Однако с каким бы ребенком не
проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии
или не очень, — непременным условием игры должно быть создание у ребенка
радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным и активным
ее участником. Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для
этого ситуации, так и в специально отведенное время.
О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют
подобрать нужную игрушку.
Какую выбрать игрушку? Выбирая игрушки, родители прежде всего
должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.
Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии,
предлагать слишком сложную игрушку.
Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать
в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков
пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (подбор колец в
определенном порядке).
Как учить играть и какую игру выбрать? Для начала разделите
все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему
желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т. е.
обучающих, целях и не будут попадать в поле зрение малыша до тех пор, пока вы
их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом. Если ребенок
совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с
игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в
коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, мишку или
зайчика, укладывает спать, накрывает одеялом и т. п. В момент совершающихся
действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и
фразами все то, что видит ребенок. По несколько раз называет хорошо знакомые
ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые
действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых
действий, например: «Сначала куклу (называет имя куклы) мы искупаем, а потом
вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и
т. д.Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками
и предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к
игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в
своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая
неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него
негативную реакцию.
От игры к занятиям.
Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и
регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого
надо развивать умение внимательно воспринимать, сличать и сортировать предметы
по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать
формирование умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать
подражание и запоминание. Такие игры-занятия следует проводить регулярно,
желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть
самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми
более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную
работоспособность». Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных
упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их
выполнения детьми.
Полезно проводить занятия по обучению детей сортировке предметов по
основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно
кубики, матрешки, шарики, нарезанные из картона фигурки и другие игрушки или
предметы обихода (пуговицы, катушки, ложки или небольшие технические детали
разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки.
Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие
условия:
1.
Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет
взять, для чего неоднократно напоминайте: «Посмотри внимательно».
2.
Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины
предмета (красный, синий, маленький, большой), а сосредотачивайте внимание на
одинаковости, схожести предметов. Например: «Посмотри и найди такой же,
похожий». Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом
величины.
3.
Обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь
вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов
должно возрастать постепенно. Сначала надо научить отличать предметы одного
цвета от предметов другого цвета, затем научите ребенка сличать и сортировать
предметы по форме, и лишь в последнюю очередь по величине.
4.
Учите детей возводить по образцу постройки из кубиков, палочек или деталей,
при этом образец должен находиться у ребенка перед глазами.
5.
Регулярно проводите занятия по обучению детей составлению целых предметов
из их частей. Если нет возможности произвести «починку» или «сборку» игрушек,
можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов.
Наклеенную на картон картинку сначала разрезать на две равные половины по
горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух
частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную
картинку из трех, а затем четырех частей.
6.
Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед
малышом предметные картинки, попросите показать сначала то, на чем ездят:
«покажи машину», затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, или то,
из чего едят, и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель;
3) посуда; 4) транспорт; 5) игрушки; 6) обувь.
7.
Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине,
умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют
группировать предметы по назначению и виду (мебель, одежда, животные и др.),
научите их выстраивать предметы по росту.
Литература:
1.
Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. —
Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. — 40 с.
2.
Лурия А.Р. Умственно-отсталый ребенок. — М., 1960.
3.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития
детей. — М., 1989.
4.
Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякрва В.А. Дети с нарушениями умственного
развития, — Иркутск, 1992.
5.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
(Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /
Под ред. Б.П.Пузанова. — М.: Академия, 2001. — 272 с.
6.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2007. — 480 с.
7.
Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия,
2006. — 464 с.
8.
Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и
аномальных детей. — М., 1966.
9.
Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М.
Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
10. Фадина Г.В.
Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов
педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2021
Дата обновления: 02.12.2021
Дата публикации: 02.12.2021