Советы психолога родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья
02.12.2021
Каждый ребенок имеет
право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых
физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), некоторым из которых установлена
категория «ребенок-инвалид».
В общем случае,
понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две группы. Одна группа
детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов
чувств и с физическими недостатками, а также умственно отсталые дети.
Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей
огромен. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в
обществе может благотворно повлиять на здоровье таких детей.
Другая группа детей -
это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и
развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.
Общеизвестно, чтобы
успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо
хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные
психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать
жизненные трудности.
Инвалидность ребенка,
чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной
дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в
развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы,
изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у
ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у
родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической
сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль
в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка
могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это
время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть
излита. Только пережив это состояние, человек способен рассмотреть ситуацию
спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Это необходимо знать!
Типичными реакциями на
стресс считаются отрицание, печаль и гнев.
Психологи выделяют
четыре фазы психологического состояния в процессе определения их позиции к
ребенку-инвалиду.
Первая фаза - “шок”,
характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха,
возникновением чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза -
“неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием
поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза -
“частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической
печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной
зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него
положительных изменений”.
Четвёртая фаза -
начало социально-психологической адаптации всех членов семьи,
вызванной принятием
дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно
разумным следованием их рекомендациям.
К сожалению, далеко не
все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению и обретают
дальнейшую жизненную перспективу.
Многие родители не
могут самостоятельно прийти к гармоничному осознанию сложившейся ситуации. В
результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям
жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и
социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее
жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся
трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл
жизни.
Казалось бы, в этом
случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но
когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они
тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о
своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч,
потому что боится, как собственных чувств и эмоции, так и чувств родителей
данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не
зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают
отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет
положение родителей данного ребенка.
В первую очередь это
относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе
нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых
людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на
мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно
свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за
будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей
воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к
тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых,
предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда
сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.
Важно!
Наиболее трудные, в
психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:
1. Выявление врачами
факта нарушения развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в
воспитании ребенка. Переживание безысходности ситуации.
2. Старший дошкольный
возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно
будет учиться в общеобразовательной школе.
3. Подростковый
возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей инвалидности приводит к
трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с
противоположным полом. Обособление семьи от общества.
4. Старший школьный
возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в определении и получении
профессии и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в
семье.
Следует отметить, что
не каждая семья проходит все 4 кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на 2
кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития
(глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и
т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда
остаётся “маленьким”.
В других семьях (например,
если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых
осложнений, т.е. ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут
проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).
Для целостного
психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный
период.
1 период — когда родители
узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни
после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и
тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.
2 период - о том, что
ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года
его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической
комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в
интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как “удар обухом”.
Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя
тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что
ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во
вспомогательной.
3 период - ребенком
переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис,
связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно-мышечной,
сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и
самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В
этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как
все.
4 период — это период
юношества ребенка, когда остро встают вопросы по формированию его дальнейшей
жизни и связанных с этих вопросов получения профессии, трудоустройства,
обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком,
когда их не станет.
Специалистам,
работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги, психологи),
необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их
определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую
помощь.
Что нужно делать?
В кризисной обстановке
человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его
одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы
кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий
родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять
состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае
помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у
которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели
трудный период.
Родителям можно
посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою
жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить
ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и
внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же
проблемами обрести душевное равновесие.
Для того, чтобы легче
воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в
помощь прилагается древняя притча:
Мудрая притча о Будде «Горчичное зерно»
Однажды Будде
повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и
попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае,
если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали
горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда
отправился своим путём.
Много позже он
встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда
подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и
безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё
попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще
тяжелее её собственного.
Родители должны
понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она
продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой
он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.
Следует научиться
воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми
возможностями.
Психологи рекомендуют:
В трудных жизненных
ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:
1. оставить все как
есть, или что-то изменить;
2. изменить свое
поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых
возникла проблема;
3. если нельзя
изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть
принять их:
• как необходимую
данность;
• как урок, который
необходимо пройти;
• как катализатор
внутриличностных ресурсов и возможностей;
• как нечто
позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
Рекомендации
родителям, имеющим детей с ограниченными
1. Никогда не жалейте
ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою
любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в
них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой
быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей
личной жизни.
4. Не ограждайте
ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте
ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений (по мере возможностей
самого ребенка).
6. Следите за своей
внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать
ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте
с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка
в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь
от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к
советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и
не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с
семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя
упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15. Помните, что
когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте
его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и
непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2021
Дата обновления: 02.12.2021
Дата публикации: 02.12.2021