«Искусство хвалить»
24.04.2020
«Искусство хвалить»
Как и зачем хвалить ребенка?
Поговорим
о похвале. Она чрезвычайно важна и для взрослого человека, и для ребенка. Но
очень часто родители забывают об этом, и скупятся на похвалу.
А
зря. Чем больше вы хвалите ребенка, тем больше мотивируете его к совершению
хороших дел. Но как правильно хвалить ребенка, чтобы похвала не переросла в
гордыню?
Ребенок
полностью зависит от родителей, он ловит настроение матери и чутко определяет в
нем нотки позитивного и негативного. Если мама скупится на ласку и похвалу,
ребенок может решить, что его попросту не любят.
Представьте
себе, вы зависите от какого-либо человека, которого любите до глубины души. А
этот человек вас постоянно критикует и осуждает. Какая первая мысль придет вам
в голову? Скорее всего, вы решите, что вы не нужны этому человеку, потому что
недостаточно хороши.
Так
и ребенок, он просто не верит в любовь родителей, которые постоянно
отрицательно оценивают его поступки. Даже не поступки, а его самого. Если в
семье преобладает оценочное отношение, ребенок получает серьезную
психологическую травму. Он становится неуверенным в себе, заранее программирует
на неудачу все свои действия. Ребенок будет постоянно сравнивать себя с другими
и, видя превосходство других людей, впадать в уныние.
Детей-дошкольников
необходимо хвалить часто и преувеличенно. Не бойтесь укоренить в ребенке
гордыню, хвалить нужно за хорошие поступки и качества. Похвала и лесть – разные
вещи. Именно последней следует опасаться.
Не
лишним будет поговорить с ребенком о гордыне. Гордыня – смертный грех,
необходимо объяснить это ребенку. Он должен понимать, что гордыня противна
Богу. Гордыня или высокомерие перекрывают пути человека к развитию. Он считает,
что достиг совершенства, и перестает работать над собой. Приучайте ребенка
никак не оценивать себя – ни хорошо, ни плохо. Какие мы – знает один Бог.
Хвалите
и критикуйте не ребенка, а его поступки. Не ограничивайтесь стандартными
«умница», «молодец». Скажите ему, что писать у него получается теперь гораздо
лучше. А читать он стал намного быстрее, чем в прошлом месяце. Хвалите ребенка
за его упорство и трудолюбие. Это важные личностные качества.
Исправляйте
недостатки ребенка тактично, возвышайте все хорошее в нем. Возьмите это за
основу воспитания. Ведь если постоянно повторять ребенку, что он все делает
неправильно, он вообще перестанет что-либо делать. Никто не будет слушать
человека, который вечно всем недоволен. Так и дети: они перестают слушать вечно
ворчащих пап и мам.
Как
привить ребенку жизненные ценности? Похвалой! Если родитель хвалит ребенка за
доброту, трудолюбие, кротость, он автоматически дает ребенку ориентир. Ребенок
будет знать, что такие качества, как доброта и смирение, играют важную роль в
жизни человека. Что без этого существование людей невозможно.
Как
развить в ребенке те качества, которыми его обделила природа? Если вашему
ребенку не хватает смелости или уверенности в себе, как помочь ему их развить?
И здесь нам на помощь опять приходит похвала.
Если
ребенок слишком часто озорует, плохо себя ведет, то хвалите его за то, что
сегодня в детском саду он вел себя очень хорошо. Похвалите ребенка перед папой,
что сегодня ваш сын был спокойным и послушным, и вы гордились им. Пусть вы
немного преувеличите, но ребенку это будет приятно.
А
если он и от папы услышит добрые слова, то это заставит его задуматься над
своим поведением и изменить его.
Постарайтесь
обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны
поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят
его. Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать
ребенку добрые слова. Например: «Спасибо, что ты убрал свои игрушки сам»,
«Хорошо, что ты пришел, когда обещал», «Мне нравится готовить с тобой вместе».
Иногда
родители думают, что ребенок и так знает, что его любят, поэтому положительные
чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.
Вот
горькое признание одной одиннадцатилетней девочки: «Моя мама меня не любит, я
это точно знаю. Я проверяла это много раз. Вот, например, на днях Олег (старший
брат) принес ей цветочки, и она ему улыбнулась. Вчера я тоже купила ей цветы,
принесла и внимательно наблюдала за ее лицом: она мне не улыбнулась. Так что
теперь я точно знаю: Олега она любит, а меня - нет».
Приходит
ли нам в голову, что дети так буквально истолковывают наше поведение, слова,
выражение лица?
В
похвале всегда есть элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас
самая красивая (способная, умная!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».
Чем плоха похвала – оценка?
•
Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где
похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.
•
Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. («А
почему ты меня сегодня не похвалила?»). То есть, ребенок будет что-то делать
только ради того, чтобы его похвалили, а не ради того, что ему это нравится.
Наконец,
он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих
соображений.
Отрывок
из письма одной родительницы в редакцию «Учительской газеты».
«Я
много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых из них
встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали.
Дело
в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили.
Привыкаешь
к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что когда подросла, не
всегда отмечали похвалой оценки, помощь по дому и т. д. В школе, в университете
я уже не могла без хвалебных слов – у меня просто руки опускались, ничего не
хотелось делать, пока не заметят. А если не замечали, то я и поворачивалась
боком: раз вы так, то и я ничего вам делать не буду. Но главной своей бедой
считаю то, что и сейчас, достигнув двадцатисемилетнего возраста, я от любой
задачи, которую ставлю перед собой, от любой работы жду в конечном счете не
результата, а похвалы. И вот только сейчас я прочитала в «Родительской газете
(наконец-то) реальный ответ: «Я рада, что ты так сделал» (а не «Ты –
молодец!»).
Зачем хвалить ребенка?
1.
Для того чтобы придать ребенку уверенность в себе, если таковой не хватает.
2.
Придать ребенку силы.
3.
Восстановить потерянное эмоциональное благополучие. Компенсировать нанесенный
кем-то ущерб (в принципе любой ущерб). Ребенку нужен большой запас оптимизма на
всю дальнейшую жизнь. Назначение похвалы - восполнить этот запас или
компенсировать его потерю.
4.
Среди стареньких прабабушек и прадедов есть воспитатели, очень внимательные к
действию слов: «Хвалить-то с умом надо!» И если замеченая ими редкая и
необходимая способность в ребенке, они станут скрывать ее от него и дадут ему
понять, что он одарен. Но как! Мысль о ценности врожденного дара внушается
одновременно с идеей про ответственность за этот дар, о серьезном к нему
отношении: «Дар -есть дар. А работать над ним - всю жизнь.»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2020
Дата обновления: 24.04.2020
Дата публикации: 24.04.2020