22.07.2020
Рождение ребенка с
нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания
ребенка с ограниченными возможностями здоровья чаще всего становится причиной
глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.
Педагогический афоризм
гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Становление личности
человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе
принадлежит семейному воспитанию.
Воспитательная
значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с
недостатками речевого развития.
ФГОС
ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая
роль: родители должны участвовать в реализации коррекционной и
общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для
общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими
работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т. е. родители должны
быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками
всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не
просто сторонними наблюдателями.
Перед
специалистами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому
взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом, от скучных шаблонов, не поощрять
принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им
стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником.
В настоящее время государственная
политика в области образования детей с ограниченными
возможностями здоровья даёт дошкольникам право посещать
образовательное учреждение, где они могут получать воспитание и обучение в
независимости
от степени выраженности и сложности структуры дефекта, при наличии в
ДОУ условий
– групп комбинированной или компенсирующей направленности.
Целью этих групп
является: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и
психологической поддержки его семьи.
Задачи
подразделяются на две группы: общие и частные.
Общие
задачи:
• подбор адекватных средств общения с ребёнком;
• выявление уровня актуального развития данной
категории детей;
развитие коммуникативных способностей, расширение
круга общения детей со
сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной
патологией;
• улучшение сенсорного восприятия,
двигательно-моторного развития, аффективной
сферы и регуляторных способностей;
• формирование предпосылок для обучения ребёнка в
дошкольном образовательном пространстве;
• формирование зоны ближайшего развития ребёнка с
учётом индивидуальных
потребностей;
• вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск
ресурсных возможностей
внутри семьи;
• помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и
преодоление психологических проблем, связанных с этим.
Частные
задачи:
• оказание систематической коррекционно-педагогической
помощи ребёнку
посредством использования игротерапевтических методов
и приёмов;
• нормализация детско-родительских отношений;
• обучение родителей методам игрового взаимодействия с
детьми;
• обеспечение преемственности в сопровождении детей в
учреждениях образования;
• проведение психопрофилактической и
психокоррекционной работы с членами семьи Ребёнка.
Педагоги и воспитатели
ДОУ помогают семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ,
способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности.
Эффективность
коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом
зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками
коррекционно- педагогического процесса. Каждый из участников системы
коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути
взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким.
Можно проанализировать
деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии
и составить модель коррекционно-педагогической работы.
I
МОДУЛЬ.
Комплексно-диагностический:
главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных
причин.
Роль родителей очевидна
– именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают
специалистам в уточнении заключения. Специалисты в свою очередь помогают
родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на
то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже
шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом,
врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего
ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом
сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему
ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений.
II
МОДУЛЬ.
Коррекционно-диагностический:
задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей
с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения
коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля
является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача
возлагается не только на педагогов и психологов, воспитателей, но и на
родителей.
Задача специалистов в
отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении
семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей
с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего
психического развития детей, принятие участия в практическом обучении,
наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего
взаимодействия со специалистами.
III
МОДУЛЬ.
Коррекционно-педагогический.
Главная задача – это, собственно, учебный процесс, для осуществления которого
разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы,
подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные
формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое
значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми
участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности
родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными
нарушениями развития.
Достижение цели и выдвинутых задач
происходит в условиях индивидуальной и
фронтальной НОД, междисциплинарной команды
специалистов, в которую включены:
Дефектолог, психолог, логопед, музыкальный
руководитель и физический инструктор.
Взаимодействие взрослых с детьми
является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления
образовательной деятельности. С помощью взрослого и в самостоятельной
деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать,
общаться с окружающими.
Для успешного
взаимодействия ДОО с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, существует
определенный алгоритм психолого- педагогической работы.
1. Исследование семьи:
изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов,
сбор информации о её социальном окружении, изучении потребностей родителей и
ребенка и пр.
2. Разработка
адаптированной образовательной программы, т.е. образовательной программы,
адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
3. Установление
контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на
сотрудничество.
4. Оценка путей
оказание психолого-педагогической помощи.
5. Выбор направлений
работы в зависимости от результатов диагностики.
6. Работа специалистов
по оказанию психолого–педагогической помощи семье, направленной на активизацию
социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей,
поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.
7. Анализ эффективности
достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.
Исходя из всего
вышесказанного, можно выделить следующие
формы и методы работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.
1. Информационно-аналитические -
направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их
педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между
педагогами, родителями и детьми (социологические опросы, тесты, анкетирование,
почтовый ящик, информационные корзины и др.).
2. Познавательные
– направлены на ознакомление родителей с возрастными и
психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста с ОВЗ, формирование
у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей
(конференции, «круглый стол», педагогическая гостиная, семинары-практикумы, мастер-классы
и др.)
3. Наглядно
информационные – направлены на ознакомление родителей с детским садом,
особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами, преодоление поверхностных
мнений о деятельности ДОО (тематические выставки работ детей, совместных работ
детей и родителей, информационные проспекты для родителей, открытые просмотры
различных видов деятельности детей в ДОО).
4. Досуговые
– направлены на установление доверительных отношений, эмоционального
контакта «педагог – родитель –ребенок», (совместные досуги, праздники,
выставки).
Особенности
применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными
детьми
По
способу передачи информации выделяют три группы методов.
1. Наглядные
методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.
В
работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны,
особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие
особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия,
нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в
реалистическом стиле.
В
коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения
полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все
органы чувств.
2. Словесные
методы:
– рассказ
– это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
– беседа
– это диалог педагога и ребёнка;
– объяснение
– это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного
восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Рассказ
должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и
выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть
понятны ребенку.
Дети
с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке
вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому
словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
3. Практические
методы: упражнения (устные и письменные); продуктивная деятельность; опытно‑экспериментальная
деятельность; элементы программированного обучения.
Наглядные
и практические методы широко используются в практике дошкольного образования. В
связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно‑двигательная
система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия
слуховой, зрительной, тактильно‑вибрационной и иной информации, выступающей в
качестве образовательной.
Поэтому
в ДОУ практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и
приемов работы в целях достижения максимального коррекционно‑педагогического
эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной
педагогической ситуации и определяют специфику коррекционно-образовательного
процесса.
Содержанием
деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с
детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители
являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.
Таким образом, осуществляя комплексный
подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание
различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной
помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы
коррекционной работы.
Объединение усилий дефектолога,
воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной
коррекции и полноценного личностного развития детей.
От участия родителей в работе
дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и
уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с
воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества,
как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.
«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». (Сенека) – философ,
талантливый оратор, отличавшийся завидным красноречием, писатель, чьи труды
служат предметом пристального изучения, автор множества афоризмов и изречений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.07.2020
Дата обновления: 22.07.2020
Дата публикации: 22.07.2020