Обучение чтению детей с расстройством аутистического спектра по методу ГленнаДомана (методика глобального чтения)

27.10.2020

Консультация для родителей и педагогов

\Обучение чтению детей с расстройством

аутистического спектра по методу

ГленнаДомана

(методика глобального чтения)

Педагогика не стоит на месте, и помимо традиционных появились и инновационные методики обучения детей чтению. Обучение чтению детей  с РАСс помощью метода ГленнаДомана (методика глобального чтения).

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.

Обучение делилось на этапы:

I.                  Чтение отдельных слов

Сначала используются 10 слов. Карточки предъявляют ребенку одну за другой очень быстро.

Сначала для показа ребенку нужно взять карточку со словом "МАМА" и отчётливо произносила фразу: «Это означает «МАМА». В том же темпе проделала процедуру с карточкой "ПАПА" и ещё тремя короткими словами (из 3-4 букв)из этой же группы.

За 1-й день обучения повторитьребенку показ карточек Домана ещё 3 раза (промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса). Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превышать трёх минут.

В течение 2-го дня повторить основное задание 3 раза, и также 3 раза продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, 2-й день состоит из шести занятий.

На 3-й день добавляется 3-й набор из 5-ти новых слов.

В этот раз используются 3 набора по 5 слов в каждом.

При этом каждый набор слов продемонстрированпо

3 раза. Общее количество занятий до 9, растянутых на

весь день, но каждое из них занимает не больше 5 минут.

     

Первые 15 слов должны быть самыми близкими и приятными для ребенка. Слова могут включать в себя имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия любимых продуктов. Результатом этого этапа является то, что ребенок должен научиться читать слова.

Выучив 15 слов, нужно приступить к следующей группе, обозначающей части тела. Этот набор может состоять из 25 слов, разделённых на 5 наборов

Каждый раз нужно добавлять новые слова и убирать старые. Для этого удаляют по одному слову из каждого набора, уже освоенного в течение 5 дней и заменяют это слово новым. Необходимо поступать так с каждым набором слов.

Потом точно так же нужно изучать глаголы.

И так учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно мальчик знакомится с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов удаляются.

В среднем ребенок должен запомнить 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

II. Словосочетания

2-й этап в освоении чтения по методу ГленнаДомана является промежуточным звеном между чтениемотдельных слов и целых предложений.

Сначала проанализировать словарный запас ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных слов.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Если ребенок научился различать и называть основные цвета быстро и легко,то можно ему предложить простые словосочетания«чёрные волосы»«жёлтый банан», «рыжая лиса».

Через какое-то время познакомить его с антонимами«чистый - грязный»«правый-левый».Хочу такой сайт

Потом дополнить показ слов яркими иллюстрациями, которые находятся на обратной стороне слов. "Большой" и "маленький" - это очень простые понятия для ребенка с умственной отсталостью, т. к.они тесно связаны с повседневной жизнью«большая ложка»«маленькая ложка».

 

                   

III. Простые предложения (из 2-х слов)

На 3-м этапе предстоит составить простые предложения на основе словосочетаний. К этому моменту ребенок должен уже знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалять по 2 старых предложения и заменять их 2 новых.

             

IV. Распространённые предложения (из 3-х и более слов)

На 4-омэтапе ребёнок уже может сделать второй по значимости шаг после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понять распространенные предложения.

На этом этапе нужно изготовить карточки с предлогами и наречиями (их не должно быть очень много) и продолжать показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. Ребенок сам станет произносить разные слова вслух и читать вслух целые предложения.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают - это первый и основной шаг на пути обучения глобальному чтению.

В этом разделе Гленн Доманпользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенноувеличивая количество слов в предложении. Например, предложение «кот спит»можно дополнить«кот крепко спит».

 

                   

V. Книги

На 5 -м этапе предстоит научить работать с мелким печатным текстом, содержащим большое количество слов на каждой странице.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой нужно будет учить ребенка читать, т. к. в глобальном чтении смысл имеетпервичное значение, т. е. нужно понять, о чем написано в книге. Она должна

• содержать от 50 до 100 слов;

• состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;

• в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;

• высота печатного шрифта - не менее 1 см;

• текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.

Также с ребенком можно создать свою книжку, например,по сказкам«Репка»«Курочка Ряба»«Колобок»«Теремок». Затем по сказкам «Три медведя»«Маша и медведь», Волк и козлята», «Кот, петух и лиса»«Заюшкина избушка». Потом тематические книжки на любые темы,например«Времена года»«Транспорт»«Одежда». Большую радость принесет ребенку создание «личной книжки» «Моя семья».

Преимуществом глобального чтенияявляется одновременное восприятие слова (словосочетания, предложения)зрительно и на слух.

Методика  разработана врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности. Она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний.

Обучение чтению по методу Домана для умственно отсталогоребенка самый простой метод.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей, но и у детей с нормой, чтобы устранить трудности при чтении.

 

   

Просмотров всего: , сегодня:

Консультация для родителей и педагогов Обучение чтению ребенка с РАС.docx (скачать)

Дата создания: 27.10.2020

Дата обновления: 27.10.2020

Дата публикации: 27.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».