ПРОЕКТ «Детство без насилия»

05.08.2020

Полное название проекта: Проект «Детство без насилия»

Автор проекта: старший воспитатель, Трусенко Елена Григорьевна

Тип проекта: социальный, краткосрочный

Участники проекта: родители, педагоги ДОУ, дети старшей и подготовительной групп.

Актуальность проекта состоит в том, чтобы, как можно раньше выявить признаки насилия и жестокого обращения в семье.

Как известно по результатам исследований психологов, насилие - перенесённое в детском возрасте оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Проблема: Недостаточная заинтересованность родителей, нежелание идти на контакт.

Пояснительная записка:

Дошкольный период – уникальный в жизни ребёнка, в дошкольном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.  

Цель проекта:

·       Создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.

·       Создать условия для родителей к мотивации воспитательной деятельности.

Задачи: 

  • Раннее выявление семейного неблагополучия.
  • Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
  • Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.

Ожидаемый результат:

  • Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
  • Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников.
  • Создание доверительно-делового контакта с родителями.
  • Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
                                                                                     

 Реализация проекта:

 

Этапы проекта

Содержание работы

Ответственные

1 этап

Подготовительный

Выявление семей и детей, относящихся к «группе риска»

Старший воспитатель

Воспитатели

Составление банка данных о семьях «группы риска»

Старший воспитатель

2 этап

Основной

Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе

(наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ визуальный осмотр – синяки, ссадины и т.п.)

Воспитатели

 Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование)

Старший воспитатель

 

Воспитатели

Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте)

Старший воспитатель

Знакомство с правами (занятия с детьми в старшей группе д/с)

Воспитатель

3 этап

Заключительный

Анализ результатов (анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей.

Педагоги ДОУ

Старший воспитатель.

                                           

                                                                                                     Приложение № 1.

Работа с педагогами:

Консультации:

1. «Право на защиту и помощь».

2. «Знакомимся с Конвенцией ООН».

3. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка».

Круглый стол:

1. Викторина «Права ребёнка».(9 ноября)

Памятки:

1.  «Профилактика жестокого обращения с детьми».

2. «Показатели неблагополучия в семье».

 

                                                                                                     Приложение № 2.

Работа с родителями:

Консультации:

1. «Я ребёнок - и я имею права».

2. «Как нельзя поступать с ребёнком».

Анкетирование:

1. «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку?».

2. «Знаете ли вы права детей».

Памятки, буклеты:

1. «Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения к ребёнку».

3. «Показатели неблагополучия в семье».

Конкурс рисунка:

1. Совместное творчество родителей и детей - «Моя семья».

Работа с детьми:

1.Занятия в старшей группе «Знакомство с правами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

АНКЕТА

«Знаете ли Вы права детей»

 

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребёнка?

__________________________________________________________________

 

 2. Как Вы познакомились с Конвенцией (нужное подчеркните)

                * Дома, из средств массовой информации.

                * В детском саду

                *Из педагогической литературы

                * Из других источников

 

3. Какие, по Вашему мнению, у ребёнка права в детском саду? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какие права у ребёнка в семье?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Что Вы можете предложить в качестве контроля над соблюдением прав Ваших детей в детском саду?    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребёнка в дошкольном учреждении

 __________________________________________________________________

 

7. Знаете ли Вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.

                                                                 

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

           

АНКЕТА

«Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?»

 

1. Какое из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным для психики ребёнка?

  • Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)
  • Сексуальное насилие
  • Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
  • Пренебрежение нуждами ребёнка (отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).

·       Иное_________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить своего ребёнка?

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.  Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет) подчеркните.

 

4. Что раздражает Вас в своём ребёнке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?

__________________________________________________________________

 

6. Чтобы наставить дитя на «путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно (да, нет) подчеркните.

 

7. Если наказывать, то как?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Как обойтись без унижающих наказаний?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

   

9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над детьми?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Памятка для родителей

по профилактике жестокого обращения с детьми.

 

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

Жестоким обращением с детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.Хочу такой сайтХочу такой сайт

Психическое(эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Жестокое обращение с детьми в семьях многим представляется как единичные случаи, и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей имеет «естественные» доминирующие специфические особенности характеристик таких семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей, отклоняющееся и преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи - но это ошибочное мнение. До сих пор, во многих семьях, физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на «непослушного ребёнка».

Какую ответственность предусматривает закон за жестокое обращение с детьми?

 Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: 

Ø За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); 

Ø За преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Он гарантирует: 

Ø Право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

Ø Право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); 

Ø Лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); 

Ø Немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает: 

Ø Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6); 

Ø Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16); 

Ø Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); 

Ø Признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27); 

Ø Защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34); 

Ø Защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37); 

Ø Меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в доброте.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО    ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

 

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

ü Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);

ü защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

ü обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); 

ü признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

ü защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

ü защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

ü меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

ü за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

ü за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);

Семейный кодекс РФ гарантирует:

ü право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

ü право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

ü меру «лишение родительских прав»,как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

ü немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст.56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

ü жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).

                           

Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

ü Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов или мачех;

ü Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

ü Безработица или постоянные финансовые трудности;

ü Супружеские конфликты;

ü Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

ü Нежеланный ребёнок;

ü Умственные или физические недостатки ребёнка;

ü Трудный ребёнок;

ü Статус беженцев, вынужденных переселенцев.

В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.

Признаки неблагополучия ребёнка в семье:

Ø Ребёнок не ухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).

Ø На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не реагируют.

Ø Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

Ø Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождения синяков и ссадин.

Ø Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре занятости и не имеют постоянного источника дохода.

Ø Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

   Признаки физического насилия в семье:

*    Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.

*    В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д.

*    В боязни идти домой.

*    В жестоком обращении с животными.

*    В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.

*    В стремлении скрыть причину травм.

При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.

     

                                   Показатели неблагополучия семьи

 

Социально-экономические:

*    Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.

*    Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.

*    Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и денежных средств (пособий на ребёнка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению.

*    Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.

*    Необеспеченность ребёнка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.

*    Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.

*    Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

Медико-санитарные:

*    Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.

*    Отсутствие в доме электричества, отопления.

*    Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.

*    Не ухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.

*    Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи.

*    Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.

 

Социально-демографические:

*    Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.

*    Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).

*    Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.

*    Родители или один из них посещает деструктивную секту.

*    Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-педагогические:

*    Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.

*    Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.

*    Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.

*    Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.

*    Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.

*    Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Криминально-аморальные.

*    Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.

*    Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.

*    Аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).

*    Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.

*    Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.

*    Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.

*    Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома

 

Используемая литература:

 

1.Методические рекомендации. «Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье» Г.Х.Батынова, Е.М.Василькина (кандидаты психологических наук)

2. Статья «Воспитание без насилия» Заброцкая Н.В. (педагог-психолог, кандидат психологических наук)

3. «Конвенция ООН о правах ребёнка» проспект 2008г. Изд.

4. «Семейный кодекс РФ» проспект 2012г.изд.

5. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада» - 2003г.

Просмотров всего: , сегодня:

ПРОЕКТ Детство без насилия.docx (скачать)

Дата создания: 04.05.2021

Дата обновления: 04.05.2021

Дата публикации: 05.08.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».