ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

10.11.2021

Большая честь оказана Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Улыбка» села Совхозное Красноперекопского района Республики Крым – нам присвоен статус «Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Образовательный модуль «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников».

Педагоги «Улыбки» с воодушевлением и энтузиазмом восприняли данное событие. Сколько было мнений и предложений?! Где проводить занятия с детьми? Какие формы работы будут более эффективными? Как выстроить систему работы с детьми? Какие условия материально – технические, учебно – методические необходимо создать?

Создали творческую группу, наметили план мероприятий. И работа закипела!

Начали с определения и оформления места для проведения подгрупповых занятий с детьми. Оформили центр «МИР ГОЛОВОЛОМОК» как часть кабинета для релаксации. Заказали детскую мебель (столы, стульчики), шкафы для дидактических материалов. Приобрели комплекты дидактических игровых материалов «МИР ГОЛОВОЛОМОК».

Так как материалов заводского производства недостаточно для работы с подгруппой детей – плоскостные материалы к игре-головоломке «Складушки» размножили на принтере, ламинировали. 

Много игр на развитие логического, креативного, дивергентного мышления дошкольников   изготовили дополнительно своими руками на подгруппу детей: игры «Цветной квадрат Воскобовича», Удивляйка 4 «Теремок», игра – головоломка «Крестики - нолики», игра «Лабиринты», «Читайка на шариках» Высоковича, Цветные прогрессивные матрицы Равена, Игра «Геоконт» Воскобовича, серия игр «Цветное дерево» («Продолжи ряд», «Судоку», «Кубики», «Зеркальная мозаика»), игра «Что лишнее» и др.

Приобрели другие дидактические материалы:

- серия «Мировые головоломки»: «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Гексамино»,» Головоломка Архимеда», «Головоломка Пифагора», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Листик», «Головоломка Т- образная», «Танграм», «Летчик», «Монгольская игра», «Джунгли», «Город мастеров»;

- игра – головоломка «Хитрые пальцы» (с рамкой и цветными шариками);

учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»;

учебно – игровое пособие «Логика и цифры»;

- развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе»;

- многофункциональная игра – головоломка «Чудо – КРЕСТИКИ» Воскобовича;

- многофункциональная игра – головоломка «Чудо – СОТЫ» Воскобовича;

учебно – игровое пособие «Играем в математику»;

учебно – игровое пособие «Яблоки на тарелке»;

-- учебно – игровое пособие «Математический планшет»;

учебно – игровое пособие «Логическая мозаика»;

- развивающая игра «Сложи узор»;

-  учебно – игровое пособие «Маленький дизайнер»;

учебно – игровое пособие «Цветные палочки Кюизенера»

- развивающая игра «Кубики для всех. Эврика»

- игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…»;

- сюжетно – дидактические игры «Страна блоков и палочек»;

- игры с цветными счетными палочками Кюизенера«Посудная лавка. Кростики» и др.

Оформили стены центра настенной эмблемой «Воспитатели России», разноцветными голографическими фигурками из игры «Танграм». Отделили центр от другой части кабинета прозрачными цветными шторами. Получилось ярко, сказочно, интересно. Попадая сюда ребенок сразу же настраивается на волшебство, удивление, получает заряд положительных эмоций.

           Провели работу с родителями –   интерактивный практикум для родителей по ознакомлению с игровым набором «Мир головоломок», где они могли выполнить задания и убедиться, что это увлекательно, иногда сложно, но однозначно полезно для развития логического мышления ребенка. Затем опросили родителей, чтобы получить   согласие на участие их ребенка в апробацию игрового набора «Мир головоломок».

          На августовском педагогическом совете принято решение включить в работу инновационной площадки следующих педагогов: старшего воспитателя, воспитателей старшей и подготовительной групп, педагога – психолога. Данные педагоги прошли обучение по программе повышения квалификации «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии смарт – тренинга».Хочу такой сайт

          Создали студию «Мир головоломок» - как основную форму работы с детьми (руководитель старший воспитатель, педагог дополнительного образования Трусенко Елена Григорьевна).

Охват детей старшего дошкольного возраста студийной работой – 100 %. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю в каждой возрастной группе. Дети старшей и подготовительной группы разделены на 2 подгруппы по 10-12 человек.

 

         Другие формы работы с детьми - групповые, где игры – головоломки мозаично включаются в занятия по математике, занятия по конструированию.  Если у ребенка возникают трудности с решением головоломки, воспитатель проводит с ним индивидуальную работу. Отдельные игры – головоломки находятся в специально отведенном месте, в центре познавательного развития, в свободном   доступе детей, где они могут упражняться, играть в с ними в течение дня. Чтобы стимулировать познавательную активность детей обеспечили периодическую сменяемость игрового материала.

        Педагог – психолог в процессе развивающих занятий с детьми старшей, подготовительной группы использует игры – головоломки как структурные элементы занятия для развития познавательной сферы.

        С чего же мы начали работу с детьми?

         Руководствуясь принципами «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», знакомство детей с играми – головоломками начали с логических игр – упражнений – как проводников в мир игр - головоломок.

        Как разминку для мозга брали простые   игры - упражнения, например, «Фигурки из палочек». Дети по демонстрационному образцу или по индивидуальной карточке выкладывали ракету, дом, пирамидку, машинку, солнышко, жирафа и т.д. 

           Как разминку использовали упражнение «Соедини по точкам» - по ламинированным карточкам дети рисовали водным фломастером, соединяя цифры по порядку и получали изображение предметов.

          Как упражнение использовалась развивающая игра – лото «Логические таблицы» (на таблицу – матрицу накладываются забавные карточки-предметы) и многие другие упражнения и игры. Они помогли поддержать у детей интерес к интеллектуальным играм, помогли детям поверить в свои возможности в результате самостоятельного, успешного выполнения задания.

        В упражнении «Собери по образцу» учили выкладывать из деталей предложенный взрослым образец, анализировали из каких деталей он состоит, как они расположены по отношению друг к другу. Затем собирали предложенный образ по памяти. Эти упражнения помогли познакомить детей с деталями головоломки, принципом их соединения.

          Затем перешли к более сложному этапу – пониманию, «прочтению схем». В процессе работы с играми – упражнениями «Собери по схеме» рассматривали схему с контурным делением образа, называли детали, собирали по образцу. Сначала накладывали детали на схему, затем выкладывали рядом, потом по памяти. Когда дети освоили сборку по схеме с контурным делением, научились анализировать образ, перешли к игре –головоломке «Заверши образ», где ребенок определял на что похожа незавершенная схема, подбирал самостоятельно детали и завершал образ.

            Следующий этап работы -  занятия   с игровым набором «МИР ГОЛОВОЛОМОК». 

           При знакомстве с каждым новым игровым материалом дети имели возможность рассмотреть его детали, сравнить их между собой, поманипулировать с ними, классифицировать по цвету, форме, величине.

         С игрой – головоломкой «Складушки» проведено по 4 занятия в каждой группе. Усвоены задания от 1- до 3 уровня сложности. Хорошо справляются с головоломками 70 % детей старшей группы, 80% детей подготовительной группы.

          Для работы с игрой – головоломкой «Слагалица» изготовили плоскостной вариант – ламинированные картонные фигурки на каждого ребенка. Дети путем наложения или рядом на столе выкладывают фигурки разного уровня сложности: ракету, дом, хоровод. 55-60 % детей подготовительной группы справляются с заданием, в старшей группе – 30% детей, для них данная головоломка более сложна.

За период с сентября по ноябрь 2021 года проведено по 8 студийных занятий в каждой возрастной группе с игровым материалом «МИР ГОЛОВОЛОМОК». И уже можно подвести первые итоги нашей работы:

1. Старшие дошкольники с увлечением, большим интересом и желанием играют с головоломками. С нетерпением ждут занятий студии. Занимаются с большим удовольствием и отдачей.

2. В течение дня дети старшей и подготовительной группы обращаются к головкам, находящимся в свободном доступе в центрах познавательного развития. Интерес к ним поддерживается воспитателями в ходе индивидуальной работы.

3. Дети неравномерно осваивают головоломки. На занятии сильные в интеллектуальном плане дети быстро справляются с заданием и сидят в ожидании, когда другие дети его выполнят. У них теряется интерес. А более слабые дети иногда с заданием не справляются совсем.  

После двух месяцев работы педагоги пришли к решению: отсеять более слабых детей и с ними проводить индивидуальную работу. С одаренными, талантливыми детьми, с детьми со средним уровнем интеллектуального развития проводить студийные занятия с периодичностью 2 раза в неделю, соответственно 8 занятий на месяц. Таким образом, обучение детей будет более эффективным: ускорится темп деятельности, максимальной будет нагрузка на занятии, дети смогут выполнять по несколько заданий.

4.Нами замечена еще одна особенность: некоторые дети, успешные в учебной деятельности, с трудом, медленно осваивают головоломки. И наоборот, дети с низким уровнем успешны в работе с головоломками. Это еще раз подтверждает мнение педагогов, психологов, что каждый ребенок талантлив по – своему, нужно только заметить этот талант, помочь ему проявиться. 

И в этом нам помогает чудесный игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК».

           Впереди еще много работы, много планов и надежд на то, что мы достигнем высоких результатов в развитии интеллектуальных способностей детей и успешной подготовке их к школьному обучению.

Просмотров всего: , сегодня:

Статья.docx (скачать)

Дата создания: 10.11.2021

Дата обновления: 10.11.2021

Дата публикации: 10.11.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».